Тори Амос (22 августа 1963 года) — американская певица, пианистка и автор песен, соединившая в своём творчестве элементы альт-, фолк- и прог-рока, джаза, экспериментальной электроники. Основным акомпанирующим инструментом для Тори является, как правило, фортепиано.
Альбомы:
1988 — Y Kant Tori Read
1992 — Little Earthquakes
1994 — Under the Pink
1996 — Boys for Pele
1998 — From the Choirgirl Hotel
1999 — To Venus and Back
2001 — Strange Little Girls
2002 — Scarlet’s Walk
2005 — The Beekeeper
2007 — American Doll Posse
2009 — Abnormally Attracted To Sin
2009 — Midwinter Graces
О ТВОРЧЕСКОМ ПУТИ...
Настоящее имя Тори - Мира Эллен Амос. Музыкальные наклонности Тори проявились очень рано – петь и играть на пианино она научилась в самом юном возрасте, а когда ей исполнилось 5 лет, она выиграла стипендию в престижную консерваторию Пибоди, расположенной в Балтиморе, став таким образом самой юной студенткой. Но закончить свое обучение в консерватории она не смогла – в возрасте 11 лет ее отчислили сразу по двум причинам: во-первых, девочка могла воспроизвести на пианино любую композицию с первого раз, но не желала читать музыку по нотам, что не могла не приводить в бешенство ее учителей. Ну а во-вторых педагоги не понимали ее пристрастие к рок-музыке – любовь к року для Тори началась с Led Zeppelin.
10 сентября 1984 года Тори отправилась в Лос-Анджелес, где обустроила собственную небольшую студию звукозаписи и собрала собственную рок-группу Y Kant Tori Read. Здесь, в начале 1985 года с ней произошла трагедия, наложившая отпечаток на всё раннее творчество: она была изнасилована. Одноименный альбом вышел в конце мая 1988 года; к этому моменту группа уже распалась.Реакция прессы отрезвила певицу. «Я стремилась в то время к признанию, вместо того, чтобы создавать музыку, в которой я верила. Когда мы провалились, только тогда я поняла, что вся эта затея была построена на песке, отнюдь не на роке. Если стремиться только к славе, можно потерять чутье, потерять причину, по которой ты создаешь музыку. Слава должна сопутствовать творчеству, а не быть её стержнем», — вспоминала она.
Альбом Little Earthquakes вышел 13 января 1992 года и поднялся до # 15 в UK Albums Chart. В прессе появились восторженные рецензии. Именно после выхода этого альбома вокруг Tori Amos и сформировался тот широкий круг фанатов, которые продолжили следить за всем ее дальнейшим творчеством. Little Earthquakes разошелся тиражом в три миллиона экземпляров, и занял прочное место в списке лучших альбомов 90-х годов. Но свет увидела не только пластинка, а еще и одноименная видеокассета с клипами Тори, ее концертами и интервью.
Альбом Under The Pink вышел в феврале 1994 года, дебютировал на вершине британского хит-парада и стал «золотым» за первую же неделю. В США альбом был выпущен двумя месяцами спустя и достиг # 12. Критика по обе стороны океана отметила мастерство Амос, соединившей разные музыкальные стили (поп, джаз, арт-рок, фанк) и сумевшей проявить в этих песнях как чувственность («Baker Baker»), так и агрессивность («The Waitress»). Многие поставили её в один ряд с Пи Джей Харви и Бьорк, лидерами новой волны интеллектуального женского рока.
Идея следующей пластинки возникла у Тори Амос на Гавайях, куда она отправилась после разрыва с давним бойфрендом Эриком Росси. Запись была осуществлена в Ирландии — в старинном доме георгианской архитектуры и ирландской церкви. Альбом Boys for Pele, вышедший в 1996 году, вызвал скандал провокационной обложкой (певица снялась для обложки в провокационной позе и держащей в руках винтовку, во вкладыше к обнаженной груди присосался поросенок).
Альбом, самый амбициозный и сложный в карьере Эймос, был неоднозначно оценен критикой, но поднялся до #2 в США и Англии и вскоре стал платиновым.
Летом 1997 года, находясь в Корнуолле, приступила к работе над следующим альбомом From the Choirgirl Hotel, который записывался с привлечением большого количества сессионных музыкантов. Он вышел в мае 1998 года, удивил критиков масштабными аранжировками и появлением элементов танцевальной музыки и джаза. Альбом From the Choirgirl Hotel поднялся в первые десятки британского и американского хит-парадов и стал лучшим альбомом 1998 года по версии журнала Q. Главным хитом альбома стала копозиция Spark - скачать.
В 1999 году Тори выпустила двойной альбом To Venus and Back, включавщий в себя концертный диск Live: Still Orbiting и 11 новых треков, озаглавленных Venus Orbiting.
В 2001 году релизом Амос стал сборник кавер-версий Strange Little Girls, названный так по одной из песен, композиции The Stranglers. В нём певица собрала композиции, написанные мужчинами о женщинах и перевернула сюжеты с ног на голову, представив их с характерно женской точки зрения (например, в «97 Bonnie & Clyde» Эминема она поет от лица утопленницы, убитой собственным мужем). Критика в отношении альбома разделилась во мнениях, но пластинка поднялась в первую пятерку американских чартов. Концертный тур в поддержку альбома оказался самым коротким: он продлился три месяца с перерывами.
В 2002 году Тори и выпустила Scarlet’s Walk: альбом (по словам самой певицы) «сугубо американской» тематики, толчком к созданию которого послужили события 11 сентября 2001 года. В аранжировках здесь главенствующую роль впервые сыграла ритм-секция: фортепиано зазвучало как вспомогательный оттеночный инструмент.
В 2005 году Тори Амос создает концептуальную работу The Beekeeper, диск становится золотым, но при этом получает не слишком положительные отзывы критиков. В его основу легли несколько новых для неё тем: древнее искусство пчеловодства, гностические Евангелия с их мистическими сюжетами, вопрос об ослаблении исторической роли женщины, вызванное подъемом христианской церкви. В последнюю минуту она включила в альбом песню «Toast», посвященную памяти брата Майкла, который погиб в автокатастрофе в ноябре 2004 года. Альбом вновь вошёл в первую пятерку США и стал самым её коммерчески успешным релизом в Германии. Главный хит:
1 мая 2007 года выходит альбом American Doll Posse, центральным образом которой явилась женщина-воин. В нем опять были использованы роковые элементы, но уже по-новому, и в сочетании с любимой Тори концептуальностью – все песни диска были разделены между пятью героинями, чьи роли и исполнила певица.
19 мая 2009 года на Universal Republic вышел десятый студийный альбом Тори - Abnormally Attracted To Sin. Критика отметила, что в его лирике переплетены три основных линии: викторианский декаданс, мифология и иронический постмодернизм.
10 ноября 2009 года выходит альбом «Midwinter Graces».
Последний раз редактировалось Amethyst; 05.09.2010 в 14:39.